Баннер
Недвижимость в Нижнем Новгороде

Прошлое, настоящее и будущее продуктового ритейла

Прошлое, настоящее и будущее продуктового ритейла

На первом в этом году заседании профессионального клуба «Триумф-Эксперт» бизнес-сообществу Нижнего Новгорода предложили обсудить интересную тему. Эксперты заострили свое внимание на истории развития продовольственного ритейла в стране, а также на том, что ждет рынок розничной торговли в ближайшие 5-10 лет.

Лишь в начале 2000-х власти стали относиться лояльнее к строительству торговых центров

Сегодня в Нижнем Новгороде насчитывается более 1000 продуктовых магазинов. Ассортимент товаров, выкладываемых на полки предприимчивыми продавцами, поражает. Продовольственные магазины, супермаркеты, гипермаркеты, небольшие магазинчики «у дома» и просто крошечные ларьки на улице обойти невозможно, ведь там мы покупаем самое необходимое для жизни – еду. Однако такое изобилие продуктов на прилавках и большое количество магазинов было далеко не всегда.

Эксперты отметили, что за последние 20 лет продовольственный рынок сильно трансформировался – от ларьков и контейнерных площадок до сетевых гипермаркетов.

- Когда мы только начинали торговать в 1992 году, мы раскладывали карту Нижнего Новгорода, искали перекрестки с большим скоплением людей и отвозили туда продавцов реализовывать товар, - вспоминает Александр Степанов, генеральный директор ООО «Калинка». – В 1994-1995 годах мы с удивлением узнали, что должны отчитываться перед налоговой, перечислять определенные платежи в администрацию. Торговали и на известных контейнерных площадках на Молитовке и на проспекте Гагарина. Тогда продавалось по 4 контейнера продуктов в день! Это кажется фантастикой, но в то время 40 продавцов продавали 12 тонн майонеза каждый день! Сегодня и 600 продавцов такого количества не продадут.

Дальнейшее развитие рынка обусловило появление ярмарок. Следующим этапом стало открытие магазинов у дома, а затем и появление первых минимаркетов и супермаркетов.

- В 2001 году появился первый сетевой магазин «XXI век», затем ещё один – «Караван», - рассказывает Вадим Носов, эксперт.

Олег Стрежнев, директор ООО «Нижегородский мукомольный завод Башкирова», считает, что у нижегородского продовольственного ритейла есть три «кита-основателя». Это компания «Альянс-Караван», ООО «Компания «ВКТ» и ООО «Сладкая жизнь».

Новая эпоха, по словам Вадима Носова, началась с 2003 года, когда стало практиковаться строительство больших торговых центров. Власти города наконец-то стали пускать бизнес для освоения таких площадок.

Оглядываясь назад, или чем сегодняшняя торговля отличается от прежней

Екатерина Гресс, генеральный директор компании IDEM, отметила, что сегодняшняя торговля более привлекательна и интересна, нежели рынок продовольственного ритейла 20-летней давности. Вот какие различия и особенности она выделила:

- переход от прилавочной торговли к самообслуживанию (это стало рывком в области розничной торговли),

- дефицит 20 лет назад и изобилие продуктов сегодня,

- широкий и глубокий ассортимент, характерный для рынка торговли в настоящее время,

- произошла дифференциация рынка – появление сегментов «эконом» и «премиум»,

- в плане коммерческой недвижимости ритейлеры стали обращаться к крупным риэлторским компаниям за помощью в подборе площадок для размещения.

Слагаемые успеха – место, персонал, цена, убивание издержек…

Что же происходит на рынке продовольственных товаров сегодня?

Как отмечает Татьяна Романчева, директор Нижегородского центра научной экспертизы, нынешние гипермаркеты в своем размещении тяготеют к большому автомобильному трафику. Между тем крупные сетевые ритейлеры, пришедшие на рынок Нижнего Новгорода, такие как «Ашан» и «О’Кей», развивают форматы магазинов «у дома». Потому первые этажи жилых зданий сегодня так активно используются под коммерческие цели.

- Пока на рынке сосуществуют и наши компании, и федеральные сети. Востребованность в торговых площадях есть, - отмечает Татьяна Романчева. – Сегодня крупные операторы для размещения в Нижнем ищут участки размером от 1,5 до 2 га – для строительства гипермаркета и парковки.

Однако Нижний Новгород достаточно заполнен торговыми структурами. Вадим Носов и вовсе говорит о переизбытке торговых площадей.

- По последним данным, на начало 2012 года на тысячу жителей приходится 961,8 кв.м. торговых площадей, - подтверждает Татьяна Романчева.

В таких условиях выработать формулу успеха торгового предприятия довольно непросто. Но эксперты клуба попытались это сделать. Сакраментальное «для успеха торговли важны три вещи: первое - это место, второе – место, третье - место» действует далеко не во всех случаях.

По мнению Вадима Носова, сегодня важно не место, а убивание издержек.

Татьяна Романчева считает слагаемыми формулы успеха персонал, цену и поддержку репутации бренда средствами PR.

- Посмотрите, «Лента» и «Ашан» находятся рядом, но людей больше в «Ленте». Почему? – размышляет Татьяна Романчева. – Ведь «Ашан» находится на так называемой вечерней стороне и разворот для транспорта у него лучше. Дело в персонале. В «Ленте» они быстрее обслуживают покупателей. И ещё: фактор «места» определяется не только трафиком автомобилей. Если потребитель не может припарковаться у этого гипермаркета, он поедет в другой торговый центр. Но важно не только наличие парковки, но и наличие удобных разворотов.

Куда развиваться, чтоб не остаться позади?

Наибольший интерес собравшиеся проявили к ближайшему будущему продовольственного ритейла.

- Есть на рынке неосвоенная ниша, которую люди почему-то не замечают, - это торговля вдоль автотрасс, когда человек не выходит из машины и не заходит в магазин, а тут же, у окошечка, просит продавца набрать определенные товары, которые ему и выдают, - начал развивать тему Вадим Носов. – Это развито во всем мире. Мы сейчас стоим на пороге, когда торговля должна меняться.

По мнению эксперта, сегодняшний продавец должен уметь удивлять своего клиента. Кто-то предлагает широкий ассортимент (но это уже неинтересно), кто-то «играет в маркетинг» с покупателем, предлагая продукты по разным ценам в разные дни, кто-то привлекает клиентов непривычным расположением товаров.

Как отметил Александр Степанов, преимущество западных торговых фирм - в четкой логистике. Это позволяет продавцам снимать помещение меньшей площади, экономить на складской части, которая в наших магазинах занимает значительную площадь всего торгового помещения.

Будущее – за магазинами, ориентированными на определенную категорию граждан. Так, в США существуют торговые помещения специально для латинцев, для водителей грузовиков, для панков.

- Это называется «позиционирование в условиях жесткой конкуренции», - поясняет Татьяна Романчева. – В Санкт-Петербурге я увидела кафе с необычным названием «Вдалеке от жены». Вот в такое кафе хочется зайти.

Ориентация может быть и иного плана. В ведущих странах Европы успехом пользуются магазинчики, торгующие натуральными продуктами без консервантов.

Скорость обслуживания также может сыграть на руку предприимчивому продавцу. Для примера можно взять практику покупок продуктов питания в Корее. Как отметила Екатерина Гресс, на станциях корейского метро компании ставят виртуальные витрины с кодом товара и ценой за него. Сканируя код, люди могут заказать еду через интернет, а пока едут восвояси, набор продуктов доставят до их дома.

Можно позаимствовать японский вариант фастфуда. Нет, никто не говорит о покупке вредной еды! Можно приобретать продукты в ресторанчиках или кафе по дороге домой. Некоторые японцы даже отказались от холодильников, так как в них с таким видом покупок просто нет необходимости. Однако эксперты считают, что в России такой вариант не приживется из-за особенностей менталитета.

О магазинах «у дома» замолвите слово…

Давать прогнозы – дело неблагодарное. Однако эксперты осмелились предположить, как надолго задержится на рынке существующая форма торговли и каким образом она может трансформироваться. Вот мнения собравшихся.

Олег Стрежнев:

- Формат «у дома» не умрет никогда. Федеральные и региональные торговые сети так и будут существовать дальше, но скорее всего будут переходить из рук в руки. Прирост торговых точек ожидается за пределами города вдоль трасс. Сегодня деление на федеральные, локальные магазины и магазины «у дома» достигло своего пресыщения, но, несмотря на это, оно таким и останется, лишь незначительно меняя формы.

Александр Степанов:

- Расположение Нижнего Новгорода – разброс по двум берегам Оки – тоже окажет влияние на продовольственный рынок. Я предполагаю, что появится тенденция, когда одним можно будет ходить в какие-то магазины, а в другие нельзя. Для выживания региональным сетям придется покупать франшизу или объединяться в кооперативы. Последнее более выгодно.

Екатерина Гресс:

- На существование магазинов у дома повлияет несколько факторов. Это уровень благосостояния людей (а растущие доходы позволяют им закупаться в других магазинах – гипермаркетах), это ментальность старшего поколения (им неудобно ходить в большие магазины, им привычнее ларечек «у дома»), это обеспеченность населения автомобилями. Со временем магазины этого формата трансформируются в пекарни, возможно, в магазины национальной еды. Но, безусловно, магазинов «у дома» станет меньше.

Татьяна Романчева:

- Формат «у дома» был, останется и будет. И это зависит не от возраста потребителя, а от цели его покупок. Такие форматы наоборот более устойчивы, чем гипермаркеты, которые со временем могут превратиться в пустующие «бетонные коробки».

Вадим Носов:

- Магазины у дома – это уже «Копейки» и «Магниты». Будущее за теми, кто будет делать упор на ассортимент из натуральных продуктов, не содержащих пищевой химии. Выиграют те производства, которые будут готовить еду в обед для продажи к вечеру. Такие магазинчики могут размещаться всего на 50 кв.м., но всегда иметь покупателей. Можно развивать и автоматические магазины, когда в фойе какой-нибудь фирмы стоит автомат, продающий свежие хлеб, молоко… В ещё более далеком будущем впереди будут те, кто начнет анализировать вкусы конкретного покупателя, предлагая ему конкретный товар по специальной цене.

* * *

Каким бы ни был уровень развитие продовольственного ритейла в Нижнем Новгороде, ясно одно: его будущее в дальнейшей трансформации. И эти изменения напрямую повлияют на рынок коммерческой недвижимости. И в этом случае выиграют те предприниматели, кто будет уделять внимание новым формам размещения, новым форматам производства и продаж, а также с вниманием отнесется к потребностям своих клиентов. 


Вадим Носов

Екатерина Гресс

Олег Стрежнев

Александр Степанов

Татьяна Романчева
 
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Все права защищены © 2015 — 2020, ООО «Бизнес-Групп»