Баннер
Недвижимость в Нижнем Новгороде

Эксперты: при строительстве стадиона надо думать о комплексном развитии Нижнего Новгорода в целом

Эксперты: при строительстве стадиона надо думать о комплексном развитии Нижнего Новгорода в целом

Вопрос о строительстве стадиона для проведения в Нижнем Новгороде отборочных игр Чемпионата мира по футболу FIFA-2018, как известно, решен. Между тем, остается много околотемных вопросов: какое развитие получит инвестиционная составляющая? В каком объеме потребуется развивать инфраструктуру района Стрелки? Какие изменения произойдут на рынке недвижимости? Ответить на них попытались эксперты на очередном заседании профессионального клуба «Триумф-Эксперт».

Если и затевать строительство стадиона, то под амбициозные цели

Планируется, что стадион на Стрелке вместит 45 тысяч зрителей, ведь здесь, опять же по планам чиновников, пройдут матчи группового этапа, 1/8 и 1/4 финала Чемпионата мира. Начало строительства запланировано на 2014 год. На сегодняшний день пока остается загадкой, что за объект возведут в районе Мещеры, под какие, помимо проведения спортивных мероприятий, цели, и окупится ли этот труд.

- Только проектные работы обойдутся в 30 млн.долларов, - заявил Борис Горелик, генеральный директор ГК «Триумф». – Можно представить, каков будет масштаб выделенных на строительство средств. Это значит, что к 2018 году надо готовиться уже сегодня.

С точки зрения архитектора Сергея Туманина, для лучшего результата властям необходимо уйти от обычного понимания конкурса как тендера на понижение цены.

- Конкурсы, которые проходят в мире, - это архитектурные конкурсы на улучшение качества среды, - утверждает Сергей Туманин. – И мы должны постараться провести процесс конкурсного проектирования как можно более открыто и креативно. К тому же опыт строительства таких крупных объектов у российских архитекторов имеется.

Как отметил один из экспертов, заказчик должен так спроектировать объект, чтобы он и функционально и внешне оправдывал те неудобства, которые гражданам придется терпеть.

Неясность, какие матчи проведут на нижегородской земле – две отборочных игры или ещё матчи в 1/8, 1/4 финала, тоже вносит свои коррективы в этот вопрос. Ведь понимание этих тонкостей позволит решить, что за объект будет возведен на Стрелке. Но есть ли смысл затевать такое строительство под неамбициозные цели?   

- Нас не спасет ни финал, ни проходной матч, - смело отмечает Игорь Макаров, заместитель председателя экспертного совета при главе администрации Нижнего Новгорода, генеральный директор ЗАО «Региональный биржевой центр «ММВБ-Поволжье». - Нужно понимать, что объект такого уровня не может окупиться, даже есть весь Чемпионат мира будет проходить только в Нижнем Новгороде. Возможно, предприниматели получат от этого прибыль. Но все остальные получат от этого горы мусора и кучу негатива.

Тогда для чего же строить стадион? Для того чтобы, по словам Ивана Юдинцева, генерального директора Издательского дома «Биржа», не стать небольшой остановкой на пути футбольного экспресса в Казань, которая матчи более высокого уровня сможет принять? Нет, в узком смысле стадион станет не только спортивным сооружением, где станет возможным проводить разнообразные игры, но и концертной площадкой, и местом для тренировок спортсменов.

- Если мы строим стадион, то мы должны понимать, какой ежегодный фестиваль мы будем на нем проводить, с какой интенсивностью будет вестись концертная деятельность, - говорит Иван Юдинцев. - С информационной точки зрения должен быть нарисован красивый образ стадиона, должны быть понятны цель его строительства и его будущее.

В широком смысле строительство стадиона станет начальным этапом освоения района Стрелки.

Залог успешного развития района Стрелки – в комплексном развитии

Итак, об инфраструктуре. Ясно, что вокруг будущего стадиона образуется своеобразный бизнес-кластер – гостиничные комплексы, торговые центры, кварталы жилой недвижимости, банки… Инвестиции польются рекой. Был бы толк от этих вложений.

Как считает Александр Иванов, доцент кафедры ЮНЕСКО, доцент кафедры экологии и природопользования, координатор Центра трансфера знаний ННГАСУ, прибрежные зоны должны быть рекреационными. Но исключать развитие бизнеса на этой территории тоже нельзя. И выгоднее для города в целом будет, если на земли рядом со стадионом пригласить коммерческие структуры, которые будут работать на экономическую привлекательность этой части города, взамен получая преференции от властей.

- Наибольший экономический эффект даст применение концессионной схемы с банками, которые обладают большими активами, - считает Игорь Макаров. - Государство может отдать банкам концессию на весь этот район, они будут его развивать, управлять им, создавать на нем пригодные для жизни и деятельности условия, в течение, например, 10 лет будут продавать там площади, эксплуатировать объекты.

Важно, однако, и то, чтобы тот бизнес, который откроется рядом со стадионом, был эффективен. Но это, считает Дмитрий Шуров, и.о. заместителя главы администрации города, главы администрации Канавинского района Нижнего Новгорода, не всегда получается. Яркий тому пример – деятельность стадиона «Локомотив» в Нижнем Новгороде. После масштабных игр коммерческие организации, которые волей-неволей связаны с месторасположением и функционированием этого объекта, подсчитывают отнюдь не прибыль, а убытки.

- Это означает, что мы не умеем управлять и организовывать бизнес-среду и создавать условия для развития тех процессов, которые принесут доход от таких масштабных мероприятий, - справедливо замечает Дмитрий Шуров и предлагает наряду с проектированием стадиона заняться и проектированием бизнес-процессов рядом с ним.

О недвижимости и говорить не приходится. Близлежащая среда недвижимости, безусловно, будет разогрета теми инвестициями, которые будут вложены в стадион.

Большинство экспертов отмечают, что необходимо говорить не только о строительстве стадиона и даже не только о развитии Канавинского района в связи с этим, но и о комплексном развитии города Нижнего Новгорода в целом. Пока же строительство стадиона и развитие города обсуждаются отдельно.

- Нам необходимо определиться: мы всерьез, по-взрослому идем на этот чемпионат и действительно хотим развивать Канавинский район? Мы построим такой стадион, на который потом можно будет водить экскурсии? – говорит Иван Юдинцев. – И уже сейчас областной администрации, органам местного самоуправления и общественности необходимо объединить усилия, чтобы решить эти задачи.

Как отмечает криэйтор Алик Якубович, стадион станет частью бренда Нижнего Новгорода, притом что на сегодняшний день бренда города не существует. Поиск бренда и решение вопроса о стратегии развития города должно произойти в ближайшие 2-3 месяца, считают эксперты, иначе никакое строительство не поможет городу получить максимальную выгоду от намечающегося мероприятия.

А дальше что?

Этот вопрос неоднократно звучал во время заседания клуба. Если объект и окупится, то лет через 20. Содержать его будет затратно. Но возможно ли снизить риски утечки денег из-за строительства стадиона? Эксперты считают, что такие механизмы существуют.

- Практика говорит, что существует форма государственно-частного партнерства, есть примеры строительства арен с участием финансовым структур, - приводит пример Сергей Туманин.

- Сейчас много госкорпораций, выполняя возложенные на них задачи, стараются привлечь на условии софинансирования коммерческие организации, - поддерживает коллегу Игорь Макаров. - Для государства это лишняя экспертиза не на уровне каких-то отчетов, а на уровне желания вложения денег. И оно понимает, что если инвестор вкладывает деньги, значит, он просчитал все риски и нашел проект выгодным. Такая схема может уберечь нас от неверных решений.

Для экономии средств при эксплуатации необходимо ещё на стадии проекта продумать энергоэффективность объекта, понять соотношение цены и качества объекта.

Шлейф из информации

Нельзя не учитывать и информационную составляющую любого проекта подобного масштаба. Историк и интернет-аналитик Петр Кузнецов отметил, что в информационном пространстве обязательно отразится весь ход работ по строительству стадиона для Чемпионата мира – причем как положительные статьи, так и негативные отзывы о том, например, как подрядчик поссорился с заказчиком. И туристы, болельщики, которые приедут в Нижний Новгород, будут иметь возможность тут же прочитать все эти факты о только отстроенном объекте.

- В то же время огромный эффект будет иметь так называемая народная дипломатия, - продолжает Петр Кузнецов. - Одно дело, какую картинку выводит СМИ о России, о нашем регионе, другое дело, что они увидят вживую, будут иметь возможность познакомиться с людьми. Именно они смогут донести до других, что с Нижним Новгородом можно иметь дело, что здесь можно вести бизнес. Народная дипломатия имеет ценность для установления бизнес-связей.

Не лишним будет и своеобразное информационное сопровождение проекта - не на уровне стандартных маркетинговых отчетов.

- Если какой-нибудь житель Мещеры, человек, живущий в реальной среде, будет проходить мимо стройки каждый день, фотографировать, выкладывать свои комментарии в интернет, тогда удастся создать особую информационную среду, - приводит пример эксперт. - Это просто новый уровень информатизации.

* * *

Вот что ждет Нижний Новгород в шестилетней перспективе. Многое зависит и от решений чиновников областной и городской администраций. Но внимание общественности к этим проблемам наверняка поможет скорректировать процесс возведения спортивного объекта и избежать непростительных ошибок со стороны сильных мира всего.


Александр Иванов

Игорь Макаров

Сергей Туманин

Борис Горелик

Петр Кузнецов

Дмитрий Шуров

Иван Юдинцев

Алик Якубович
 
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Все права защищены © 2015 — 2020, ООО «Бизнес-Групп»